В СССР не было рекламных агентств, зато реклама имелась — и политическая, и потребительская, и социальная. И даже собственное ноу-хау.

Многим кажется, что в советские времена рекламы не было. Что ж, на улицах действительно не стояли бесконечные билл-борды и лайтбоксы, а журнальная и телевизионная реклама отсутствовала как жанр.

В количественном отношении лидировала реклама политическая. Яркие плакаты красовались всюду: на фасадах зданий, в витринах гастрономов, столовых, парикмахерских, химчисток, аптек и даже пунктов проката. Сюжеты и слоганы особой изысканностью не отличались, зато были понятны каждому и легко запоминались. Вовсю рекламировалась правящая партия и ее съезды. Среди популярных тем были внешняя политика страны («Наша политика — политика мира!»), мирный космос («Космос должен быть мирным!») и мирный атом («Атому работать на мир, на коммунизм!», «В XXI век без ядерного оружия!»).

Еще один сюжет советской политрекламы — выборы. В те времена они проходили на безальтернативной основе (у «блока коммунистов и беспартийных» соперников не было — в избирательном бюллетене значилась всего одна фамилия), однако рекламе выборов уделялось много внимания: важна была высокая явка избирателей. Чтобы весь мир знал, что в СССР власть — народная… На одном из плакатов девушка в платке и модном пальто держала транспарант: «Голосуйте за дальнейший расцвет наших городов и сел!».

Рекламных агентств в те времена не было. Потребительские товары рекламировало объединение «Союзпродреклама», созданное Министерством промышленности продовольственных товаров СССР. Зачем в обществе товарного дефицита понадобилась

реклама? С ее помощью потребительские аппетиты направлялись в нужное русло. Выпустили, например, новый вид товара, к которому массовый покупатель еще не приучен. Соответственно, и спрос нулевой. Однако появляются яркие плакаты — «Требуйте всюду сосиски», «Крабовые консервы — вкусная, нежная закуска», «Советское шампанское — отличное виноградное вино», «Электрополотер сохраняет силы, экономит время», — и ситуация меняется. По крайней мере, так было в 1950-е годы.

Рекламировались новые упаковки привычных товаров («Пастеризованное молоко в бутылках — продукт высшего качества»), новые виды услуг («Товары почтой»), новые почтовые сервисы («Фототелеграф — самый удобный и документальный вид телеграфной связи»), новый формат летнего отпуска — у моря («Всей семьей на отдых»). А когда оказалось, что в Крыму и на Кавказе летом уже ступить негде, реклама перенесла акцент на другие времена года («Осенне-зимний сезон на курортах СССР»).

Размещение потребительской рекламы носило преимущественно ведомственный характер. Так, реклама услуг сберкассы висела в сберкассе, услуг почты — в почтовом отделении, а совет летать самолетами «Аэрофлота» — в авиакассах. Хотя если человек уже пришел в кассу за билетом, зачем его агитировать в пользу этого вида транспорта?

Впрочем, прямая реклама была не только не единственным, но зачастую и не основным способом продвижения товара. Например, в 1950-е годы появились синтетические ткани. Однако плакаты «Чулки капрон. Тонкие и особо-тонкие разнообразных оттенков» эффекта не принесли — женщины без энтузиазма отнеслись к «химии». Тогда на майском пленуме ЦК КПСС 1958 г. было рекомендовано для рекламы изделий из синтетики использовать «литературу, кинофильмы, выставки, лекции, доклады, беседы».
О достоинствах капрона рассказывали научно-популярный сюжет в «киножурнале» (крутили в кинотеатрах перед началом фильма) и лекторы общества «Знание», регулярно выступавшие в проектных и научно-исследовательских организациях. И синтетика «пошла»!

В советской действительности огромную роль играла социальная реклама. Она призывала сдавать кровь («Товариші! Ставайте до лав донорів!») и охранять природу («Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства. Статья 67 Конституции СССР»), боролась с пьяницами («Пьяный отец — горе семьи!») и нарушителями правил дорожного движения («Сэкономил минуту — потерял жизнь»), старалась уменьшить количество пожаров («При пожаре набирайте 01», «Сірники ховайте в місцях, недоступних для дітей») и случайных связей («Причина венерических заболеваний — преступное легкомыслие!»), выступала за повышение рождаемости («Один ребенок — хорошо, два — лучше») и здоровый образ жизни («Если хочешь быть здоров — закаляйся!»).

Впрочем, был еще один вид рекламы, неведомый «загнивающему Западу». Его задачей являлось сдерживание спроса на определенные товары. Например, когда начались перебои с хлебом, в гастрономах повесили плакаты с таким двустишием: «Хлеба к обеду в меру бери. // Хлеб — драгоценность, им не сори!». То есть покупайте меньше хлеба.

А когда в стране появились проблемы со сливочным маслом, популярный журнал «Здоровье», еще недавно расхваливавший ценные свойства этого продукта, вдруг разразился статьей о том, что масло наносит вред организму и лучше бы сократить его потребление… Подобных примеров — масса. Ограничением платежеспособного спроса рекламисты занимались только в обществе тотального дефицита. Сдерживающую рекламу вполне можно считать советским ноу-хау.

imооages 94224733_Bulon

94224734_Varene 94224735_Gamburger

94224736_Goroshek 94224738_Eda_SSSR

94224739_Zakuska 94224740_Zubnoy_poroshok

94224741_Kakao 94224742_Konfetuy

94224743_Krabuy 94224745_Kukuruza

94224746_Losos 94224747_Mayonez

94224748_Morozhenoe 94224750_Mors

94224751_Muylo 94224752_Nastoyki

94224753_Obuv 94224754_Ovoschi

94224756_Pechene 94224757_Potrebkooperaciya

94224759_Suyr 94224760_Hleb

94224762_SHampanskoe 94224763_1

94224764_2 94224765_3

imaes imмages

images imagтes

imaлges


Прислал: Первонах

Похожие записи: